…pan style="text-decoration: underline;">родителей показывает, что для их детей  наиболее предпочитаемыми видами деятельности  являются:

  • спорт – 33,3%
  • художественная гимнастика – 13,4%
  • танцы -26,6%
  • обще развивающая деятельность - 13,4%.

 

На вопрос для родителей: «Какие бы объединения в будущем были открыты в ЦРТДиЮ «Радуга»?»,  были получены следующие ответы:

Бесплатные:

28,6 %

10,7 %

7,4%

5,52%

Танцевальные (современные, восточные)

Информационные современные технологии

 (веб-дизайн)

Театральные

Логопедические, английский,

 

 

 

Шейпинг, каланетика

Экономические, юридические

 

Платные:

42%

41%

17%

Современные танцы

Иностранные языки

логопедия

Восточные танцы

 

 

 

Ранее о предоставлении платных услуг родителями вопрос  не ставился.

Также был проведен опрос детей от 7 до 18 лет для определения предпочитаемых новых и уже имеющихся объединений.  Дети младшего школьного возраста (7 – 11 лет) особенно предпочитают спортивные занятия, рисование и ДПИ.

 

22 %

7 %

Спортивное ориентирование

Танцы (современные танцы)

Рисование

Актерское мастерство

ДПИ

Шейпинг, каланетика

 

Музыка (индивидуальные занятия)

                   ям (веб-дизайн), а также журналистике и английскому языку.

14%

11%

8%

8%

4%

2%

%

Рисование

(живопись)

и ДПИ

Современные информационные технологии

 (Веб-Дизайн)

Танцы

 

Бассейн

Пение

Волейбол

Современный танец

 

 

 

 

 

Шитье

Аэробика,

Футбол,

Баскетбол,

Гимнастика

 

Английский язык

 

 

 

 

Оформление интерьера

 

 

 

 

 

 

Фортепиано

 

            Юноши и девушки, отвечая на вопросы анкеты, готовы воспользоваться и платными услугами. Наиболее предпочитаемыми являются: танцы – 33,22%, рисование -16,6 %, современные информационные технологии (Веб-Дизайн) – 12%, английский язык – 10%.

Среди объединений на бюджетной основе были определены такие:

33,22%

16,6%

11,1%

5,5%

Танцы

Современные информационные технологии

(Веб-Дизайн)

Теннис

Рисование

 

Журналистика

Танцы

Шейпинг, каланетика

 

 

 

Фитнес

 

 

 

Шитье

 

 

 

Основы визажиста

       Отбросив объединения, которые Центр не в состоянии открыть из – за материально – технических возможностей,  были выявлены объединения, которые по мнению сотрудников, проводивших опрос, наиболее предпочитаемы:

Спортивная направленность: шейпинг, каланетика, гимнастика,  фитнес.

Художественная направленность: танцы - современные, бальные, оформление интерьера, основы визажиста, рисование, живопись.

Социально – педагогическая направленность: гуманитарные  - логопедические – английский, а также   журналистика, экономика, юриспруденция.

Техническая направленность: конструирование и моделирование, современные-информационные технологии (Веб-Дизайн).

Также были отмечены,  предпочитаемые виды деятельности, которые имеются в Центре, но видимо не охватывают всех желающих: вокал (пение),  рисование, мастер-класс по живописи, народные танцы, музыка (игра на инструменте), шитье, аэробика,  театральное искусство.

 

 

5.4. Анализ отношения педагогов к результатам  деятельности учреждения

По мнению педагогов Центра, среди имеющихся объединений, наибольшим спросом пользуются следующие объединения:

29,7%

25,3%

11,43%

8,6%

5,7%

2,85%

Комплексы «Золотой ключик», «Букварёнок»

Комплекс «Волшебная кисточка»

Танцы (современные танцы)

Вокал

«Бумажная планета»

Ансамбль народного танца «Шатлык»

 

Спортивное ориентирование

«Театральная мастерская»

Логопедия

«Белошвейка» одежда для кукол

 

 

 

 

«Журналистика»

 

 

 

 

 

Комплекс «Буратино»

 

 

 

            Также по результатам анкетирования  педагогов было предложено создать платные объединения:

23,9%

10,87%

13%

8,7%

6,5%

2,1%

Танцы

Иностранный язык

Вокал

Игра на муз.инструм.

Современные информационные технологии (Веб-Дизайн)

Фортепиано

ИЗО и ДПИ

 

 

 

 

Рисование для взросл.

 

 

 

 

 

Спорт

 

 

5.5.  Результаты изучения мотивов деятельности, ценностей и психологического климата в коллективе

 

05.10.2012  года проведено анкетирование  с целью выявления комфортности работы педагогов в ЦРТДиЮ "Радуга".

Было выявлено:

  • 96% ответили, что нравится своя работа;
  • 4% ответили - не нравится работа;
  • с удовольствием идут на работу 87%;

 

Так же было выявлено:

  1. посещаемость детей в объединениях:
  • устраивает -64,5%
  • не устраивает - 35,5%

 

  1. работа с детьми:
  • устраивает- 95,75%
  • не устраивает- 4,25%

 

  1. возраст детей, занимающихся в данном объединении:
  • устраивает- 87,5%
  • не устраивает- 12,5%

 

  1. материальное обеспечение:
  • устраивает- 50%
  • не устраивает- 50%
  1. кабинеты, в которых проходят занятия:
  • устраивает- 62,5%
  • не устраивает- 37,5%

 

  1. расписание:
  • устраивает - 75%,
  • не устраивает - 25%

 

  1. творческая деятельность:
  • устраивает- 93,75%
  • не устраивает- 6,25%
  1. психологический климат в объединении:
  • устраивает- 93,75%
  • не устраивает- 6,25%

 

  1. психологический климат в коллективе:
  • устраивает- 81,25%
  • не устраивает- 18,75%

 

При анкетировании выявилось, что 53% педагогов работают с нормальной нагрузкой, 43% с перегрузкой, 4% с недогрузкой.

 

На вопрос удовлетворены ли Вы работой:

  • администрации: удовлетворены 99%, не удовлетворены 1%
  • методистов: удовлетворены 97%, не удовлетворены 3%
  • педагогов: удовлетворены 98%, не удовлетворены 2%

VI. Концепция развития ЦРТДиЮ "Радуга"

 

1.1.    Миссия МБОУ ДОД ЦРТДиЮ "Радуга"

 Основным предназначением МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» является – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

 

1.2.    Педагогическое кредо: объекты ценностных отношений коллектива, принципы деятельности.

            Проведенный опрос среди педагогов дополнительного образования подтвердил правильность и значимость для каждого базовых ценностей, утвержденных  в Программе развития ЦРТДиЮ «Радуга» на 2002-2007 год. Также было выявлено об изменении приоритетов базовых ценностей путем ранжирования. Первое место занимает:

 

Семья как основа формирования и развития личности ребёнка. Опыт работы педагогов,  работающих с детьми дошкольного возраста показывает, что только в взаимосвязи с семьей можно добиться в учебно – воспитательном процессе наибольших результатов.

 

Ребёнок, его личность, его интересы и потребности.

 

Педагог  как личность,  являющаяся носителем образования, культуры, любви и уважения к ребёнку.

 

Непрерывность образования как   одно    из    важнейших    условий   для   максимально   полной самореализации личности.

 

Коллектив   единомышленников  как  основное   условие   существования   и  развития полноценного учреждения дополнительного образования.

 

Культура взаимоотношений между людьми  как одна из важнейших составляющих

здорового общества.

 

Нравственность  как одна из составляющих человека.

 

Патриотизм  как одно из важных качеств  гражданина нового Башкортостана, гражданина России.

 

Ведущими ценностными приоритетами являются:

  • совершенствования содержания учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность;
  • формирование здорового образа жизни;
  • создание условий для педагогического творчества;
  • поиск, поддержка и развитие детской творческой одаренности.

 

         Общие принципы современной образовательной политики России определены в Законе РФ "Об образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, Федеральной программе развития образования.

 

 

В своей деятельности МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор детьми  предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам.

 

1.3.    Цель  и задачи образовательного процесса МБОУ ДОД ЦРТДиЮ "Радуга"

 

Цель

Обеспечение современного качества дополнительного образования детей, формирование социально адаптированной и творческой личности, обладающей активной гражданской позицией, навыками нравственного поведения.

 

Задачи

  1. Повышение  качества дополнительного образования через совершенствование содержания и технологий, форм, методов, дополнительного образования детей;
  2.  Обеспечение  доступности дополнительного образования;
  3.  Создание,  внедрение и реализация новых эффективных образовательных программ различных направленностей;
  4.  Обеспечение  преемственности содержания различных видов образования, до профессиональной подготовки, развитие творческого потенциала детей;
  5. Расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации профильного обучения,  системы «Дошкольник-Школьник - Студент» через дополнительное образование и освоения  ФГОСов;
  6. Создание организационно-педагогических условий для формирования нравственности, толерантности, обеспечения снижения влияния негативных тенденций в детской и подростковой среде;
  7. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей от 3  до 18 лет, адаптации их в обществе, формирования их общей культуры для содержательного досуга детей и родителей;
  8. Направление  образовательной деятельности на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  9.  Обеспечение эффективности использования педагогических кадров, подготовки их к решению перспективных задач развития МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»;
  10.  Повышение профессионального уровня управления, развитие новых форм и  подходов в управлении образованием, обеспечивающих эффективное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, бизнеса, общественных организаций, родителей и населения.
  11. Совершенствование нормативно  - правовой базы МБОУ ДОД  ЦРТДиЮ «Радуга».
  12. Формирование современных механизмов ресурсного обеспечения МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»: создание системы благотворительной поддержки деятельности  Центра, разработка и реализация инвестиционных образовательных проектов, внедрять систему оказания платных услуг.

 

 

 

 

 

1.4.    Модель выпускника

 

       Учитывая систему  «Дошкольник – Школьник – Студент» через дополнительное образование и возрастные характеристики педагогами была принята модель выпускника.

 

ЭТАПЫ

УРОВНИ

«Подготовительный»

(3-7 лет)

 Достижение уровня элементарной грамотности, которая  характеризируется освоением элементарных средств учебно–познавательной деятельности и возможностью их применения для решения познавательных, коммуникативных и практических проблем.

«Начальный»

(7-9лет)

 Достижение уровня функциональной  грамотности, предполагающей усвоение знаний, лежащих в основе правил, норм, способов деятельности, понимание этих правил, готовность к их соблюдению.

«Освоение»

(9-14 лет)

 Достижение уровня компетентности (компетентная грамотность) в определённом виде художественной деятельности;

«Совершенствование»

(14-16 лет, 17-18 лет)

Достижение уровня методологической    компетентности, т.е. способности решать задачи в различных сферах деятельности на базе теоретических и практических знаний.

К приоритетным задачам относятся проблемы:

- ориентации в мире культуры (общекультурная компетентность);

- проблемы ориентации в мире профессий, системе профессионального образования, ситуации на рынке труда, формирование знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования (до профессиональная компетентность);

- исследовательские, мировоззренческие, творческие задачи (методологическая компетентность).

       Для воспитанников мастер классов (этап «Совершенствование») было принято использовать следующую модель выпускника. В качестве теоретической основы конструирования программ дополнительного образования, направленных на формирование социально-трудовых компетенций детей, выделены  следующие компоненты данных компетенций: мотивационно-эмоциональный, когнитивный, деятельностный.

       Мотивационный компонент, понимаемый как совокупность доминирующих мотивов социально-трудового поведения, предполагает наличие ценностей-мотивов социально-трудовой деятельности. Цели деятельности определяются мотивами, в которых конкретизируются доминирующие потребности. К таким потребностям-мотивам-целям относим: осознание общественной значимости труда, сформированность трудовых ценностных ориентаций, сформированную установку на постоянное самообразование и самовоспитание; эмоционально-положительное отношение субъекта к дея­тельности в целом либо к выполнению отдельных профессиональных функций.

         Когнитивный компонент выступает гносеологической основой социально-трудовых компетенций. Социально и профессионально значимые, обществоведческие, трудовые знания выступают в сознании учащегося как отражение социально-трудовой реальности. Представляя собой упорядоченную систему, они создают почву для социально-трудового творчества. Особую роль, на наш взгляд,  в когнитивном компоненте играют: знания в гражданско-общественной (гражданин, избиратель, представитель), социально-трудовой (потребитель, покупатель, работник) деятельности; в экономике и праве; в области профессионального самоопределения; умение работать с источниками информации, задающие культурный контекст социально-трудовой деятельности.

Деятельностный компонент выражается в подготовленности к выбору конкретной направленности деятельности и состоит в умении анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой; во владении этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; в навыках социальной активности и функциональной грамотности, а также в способности генерировать и продуцировать новые представления и идеи, разработки, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельностиСтруктура социально-трудовых компетенций

Компоненты социально-трудовых компетенций


Показатели компонентов

Мотивационный

- мотивы социально-трудового поведения;
- осознание общественной значимости труда;
- эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности в целом и к выполнению отдельных профессиональных функций.

Когнитивный

- знание содержания учебных программ социально-трудовой направленности;
- владение знаниями в гражданско-общественной деятельности;
- владение знаниями в социально-трудовой деятельности;
- знание норм социального поведения;
- знания основ экономики и права;
- знания в области профессионального самоопределения.

Деятельностный

- способность к выбору конкретной направленности деятельности;
- умение анализировать ситуацию на рынке труда;
- способность действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;
- владение этикой социально-трудовых и гражданских отношений;
- функциональная грамотность;
- социальная и социально-трудовая активность.

VII. Содержание образовательного процесса (направления, области деятельности, виды образования, объединения)

7.1. Схема образовательного пространства МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

образовательного пространства МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»

 

Начальный этап

3-7 лет

 

 

Комплекс                   

 «Золотой ключик»   

математика

ИЗО

                                        развитие речи

                                          музыка

 

«Бумагопластика»

«Чудо цвета» ИЗО

«Домовенок» ДПИ

 «Искусство Башкирского края Самоцветы»

Вокальная группа «Кристалл»

«Белошвейка» одежда для кукол

«Окружающий мир»

«Фольклор»

«Родничок» работа с детьми инвалидами

Детский музыкальный театр

Журналистика

«Хоровод» фольклорное объединение

Развивающие игры для школьников

Психология развития

«Соло» квартет вокальной песни

«Домашний интерьер»

Исторический клуб «Данко»

«Шатлык»  ансамбль народного танца

«Спортивное ориентирование»

 

 

 

Комплекс                    

 «Букваренок»            

математика

развитие речи         

                                            ИЗО

                                            музыка

 

 

Подготовительный этап 7-9 лет

 

 

Комплекс Буратино

интеллектика

                                           РКМ                                                                                                 

                                           ИЗО

                                           сцен. искусства

 

 

Этап освоения

 9-14 лет

 

Музыкальная    студия «Ручеек»           класс форте-

пиано

9-15 лет             вокал,

сольфеджио           муз. литература, теория музыки

 

Комплекс                          «Волшебная                     кисточка»                  

Младшая группа

 

ИЗО

ДПИ

 

 

 

Комплекс                      «Волшебная           

кисточка»               

Старшая группа     

Живопись

Рисунок

Композиция

ДПИ

                                       Мировое искусство

                                       живопись

 

Театральная мастерская

9-14 лет

Режиссура

Актерское мастерство

Сцен. движение

Сцен. Речь

 

 

 

Этап 14-16 лет

Мастер-классы:

«Цветолей» масляная живопись

«Бисер» бисероплетение

Культорганизаторы

Черчение

Конструирование и моделирование одежды

Парикмахерское дело

Пользователь ПК

Художник-оформитель

 

 

 

 

УГИИ

 

БГУ

 

БГПИ

 

УГНТУ

 

УТИС

 

 

                 

 

 


 

7.2. Инновационные процессы

            Желание быть на шаг впереди, находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии, хозяйственные механизмы - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Отрадно, что это понимают сегодня многие руководители, педагоги, родительская общественность, предприниматели, руководители предприятий.

            Применительно к образовательным учреждениям понятие "инновационная деятельность" рассматривается  как целенаправленное преобразование содержания и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.

            В основе образовательной политики Центра  лежит стратегия модернизации содержания дополнительного образования, в соответствии с которой основными принципами деятельности Центра, его  функционирования являются следующие:

  • принцип программно-целевого управления;
  • принцип непрерывного и преемственного образования;
  • принцип развивающего обучения (отказ от преимущественно репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования педагогов и воспитанников).

Данные принципы нашли свое отражение в приоритетных направлениях:
1. Создание условий для получения детьми доступного, качественного и эффективного образования.

2. Открытие городской экспериментальной площадки  на тему: «Развитие творческих способностей детей в условиях реализации принципа преемственности в учреждении дополнительного образования»;

3. Вторичное открытие городской экспериментальной площадки  на тему: «Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей в едином образовательном пространстве микрорайона»;

4. Вовлечение в проектную деятельность педагогов и детей.

Во многих статьях и книгах организация проектной деятельности в учреждении характеризуется  как эффективный способ развивающего обучения, как мощная инновационная технология.

Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов создавать новую модель воспитания и обучения детей.  Учреждения дополнительного образования озабочены сегодня поисками иного оформления содержания труда педагога. Современное  УДОД  является важнейшей составляющей общего  образовательного пространства и на сегодняшний день установка на модернизацию  означает требование освоить инновационные механизмы развития системы.

Так, для методистов МБОУ ДОД  ЦРТДиЮ «Радуга»  проектная деятельность стала предметом педагогического исследования  и полем инновационной образовательной  практики.  Сегодня они озабочены поисками иного оформления содержания труда педагога. Каждый заведующий отделом, педагог ЦРТДиЮ «Радуга», учитывая свой вид деятельности и направленность,  самостоятельно разрабатывают проекты, основанные на содержании образовательных программ, годовых и перспективных планах.

В  коллективе  МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»  была задана одна установка для всех педагогических кадров: педагоги в основу проекта закладывали освоение своей образовательной программы, с её целями и задачами, с содержанием и ожидаемыми результатами деятельности. Сроки исполнения зависели от того, на сколько лет рассчитано освоение образовательной программы. Проект, рассчитанный на 3 года освоения образовательной программы, ежегодно пополнялся  новым материалом и в результате к концу  курса  педагог  имел  полный содержательный пакет документов по образовательной программе.

      Установка на проектную деятельность касалась не только педагогического состава Центра, но и заведующих отделами.  Заведующий  брал  в разработку тему годового перспективного плана своего отдела, составлял  так называемый «паучок» из разделов деятельности, куда включалось следующее: работа с педагогами отдела, работа с обучающимися, работа с родителями, работа с документами по номенклатуре дел, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях различных уровней, организация и участие в организационно – массовых мероприятиях , мониторинг образовательно – воспитательной деятельности отдела и т.д.

    В конце учебного года заведующий любым отделом Центра имел  отчёт, представленный в виде реализованного проекта.

         Таким же образом оформлялся проект перспективного планирования всего учреждения. Он отличался  более насыщенным содержанием, большим количеством разделов и решением глобальных задач  в достижении цели. Проектный подход в учреждении деятельности нашего учреждения вырабатывает единую систему в оформлении документации всего педагогического состава в образовательно – воспитательном процессе Центра. Объёмный по своему содержанию проект презентабелен  для конкурсов любого уровня.

      Опыт работы в разработке персональных проектов показывает следующе : во - первых, наблюдается среди педагогического состава Центра повышение культуры оформления обязательной документации, во – вторых, приобретается опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от зарождения замысла до итоговой рефлексии, в третьих, меняется  профессиональное  мышление педагогов, переориентация их от репродуктивного (традицио… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz