К материальным ресурсам в Центре относятся здание, функциональные помещения, хозяйственные и учебные материалы и др.
Трудовые ресурсы - это все категории работников учреждения: педагогические, административно-управленческие работники, специалисты, обслуживающий персонал.
Информационные ресурсы включают в себя необходимую для организации жизнедеятельности информацию, которая поступает из вышестоящих органов управления образованием в виде законов, инструкций, положений, распоряжений, решений, приказов и т.д. Основным направлением является создание внутирицентровских информационных ресурсов путём проведения статистического наблюдения, административного контроля, социологических исследований и экспертизы инновационной деятельности с целью определения степени выполнения программных мероприятий, уровня достижения прогнозируемых результатов и качества результатов образовательного процесса (научно-исследовательское обеспечение).
Научно-исследовательское обеспечение реализации Программы осуществляется:
Внутренняя экспертиза на уровне МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» проводится администрацией Центра, результаты которой обсуждаются на педагогических советах и научно-практических конференциях и совещаниях.
Мониторинг и промежуточная оценка на уровне Центра осуществляется Методическим отделом.
Оценка хода и результатов реализации Программы осуществляется Советом Центра и включает:
- экспертизу эффективности организации выполнения программы;
- экспертизу влияния программы на социально-экономическое развитие микрорайона;
- анализ причин успехов и неудач выполнения программы;
Совет Центра также обеспечивает научно-методическое сопровождение программы, привлекая научных сотрудников и специалистов в области управления образованием и оценки программ и проектов.
К технологическим ресурсам Центра относятся технические средства обучения, образовательные программы, методики работы с детьми, дидактические средства обучения, методические рекомендации, методические указания, учебно-методические пособия, программные продукты и т.д.
Совершенствование ресурсного обеспечения.
1. | Анализ эффективности внебюджетного финансирования образования. |
2. | Переход на нормативное подушевое финансирование образования |
3. | Привлечение дополнительных ресурсов в систему дополнительного образования Центра |
4. | Расширение объёма дополнительных платных услуг |
5. | Привлечение дополнительных средств через участие в областных, федеральных и международных целевых программах |
4. | Обеспечение Центра необходимыми кадрами: педагог –психолог, педагог –логопед и т.д. |
5. | Проведение мониторинга кадрового обеспечения и образовательного уровня педагогических работников. |
6. | Разработка комплекса мер по организации совместной работы с МГОПУ и другими ВУЗами по обеспечению Центра педагогическими кадрами в соответствии с потребностями Центра |
7. | Введение ставок социальных педагогов в Центре |
8. | Осуществление переподготовки педагогических кадров с учётом профильного обучения |
9. | Участие в конкурсе профильного мастерства “Сердце отдаю детям”, «Педагог-мастер», «Педагог-исследователь» |
10. | Материально-техническое обеспечение Центра: |
11. | Открытие городской экспериментальной площадки |
11. | Создание и реализация программы информатизации Центра |
12. | Создание фонда медиатеки для организации образовательного процесса на основе современных компьютерных технологий |
13. | Развитие материально-технической базы Центра, обеспечивающей профильное обучение детей |
14 | Создание системы информационного мониторинга |
15 | Разработка комплекса мероприятий по оздоровлению и отдыху педагогических работников |
7.5. Развитие содержания учебно – воспитательной деятельности
Повышение качества образования:
- реализация новых дополнительных программ;
- внедрение новых технологий, форм, методов работы;
- поддержка молодых интеллектуальных талантов;
- психолого-педагогическое обеспечение одаренных детей, спортсменов (выявление и наблюдение).
- совершенствование учебно-воспитательного процесса через упорядочение содержания образовательных программ;
- повышение мотивации детей по усвоению знаний по названным программам;
Развитие системы организации досуга детей:
- привлечение детей, не посещающих объединения Центра дополнительного образования - рекламная деятельность досуговых форм;
- отработка новых досуговых технологий;
- совершенствование управления в сфере реализации культурно-досуговых программ и массовых мероприятий, упорядочение их спектра.
Оздоровление детей:
- профилактика здорового образа жизни;
- физическое развитие детей через активные виды деятельности;
- увеличение объема образовательных услуг оздоровительного направления.
Допрофессиональная ориентация:
- разработка и реализация элективных курсов, образоватедьных программ для старшеклассников;
- организация работ по договору с учреждениями дополнительного образования.
Развитие детских и юношеских социальных инициатив:
- создание общественной детской организации;
- создание ученического органа самоуправления;
- информационно-методическое обеспечение деятельности детского коллектива;
- работа с формальными и неформальными объединениями.
Социальная поддержка сотрудников и детей:
- деятельность по обеспечению ТБ, правил пожарной безопасности;
- выделение сотрудникам материальной помощи;
- поддержание системных мер поощрения, успеха в учебе;
- совершенствование системы правовых основ взаимоотношения;
- сохранение позитивного микроклимата в учреждении;
- организация неформальных встреч коллектива сотрудников.
7.6. Развитие программно – методического обеспечения.
В современных условиях возникла необходимость в дополнительных образовательных программах нового поколения. Так, необходимое условие успешного развития системы дополнительного образования - создание и реализация образовательных программ, отвечающих современным требованиям. Их содержание определяется с учетом возраста обучающихся, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения. Реализация образовательных программ нового поколения должна способствовать повышению качества дополнительного образования.
Образовательная программа дополнительного образования детей («дополнительная образовательная программа») - документ, отражающий педагогическую концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;
В современных условиях сформировалось общее понимание, что образовательная программа решает три основные задачи:
- определяет содержание учебного процесса;
- формирует методическое обеспечение образовательного маршрута, отражает его личностную ориентированность (учет индивидуальных особенностей и поддержка творческого развития детей);
- всесторонне развивает организационно-педагогическое управленческое знание и профессиональное мастерство.
Образовательная программа - это нормативный документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением, специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов. Это - индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом-разработчиком.
Методистами был создан информационный «банк» образовательных программ, информационный паспорт образовательных программ по различным направленностям. В начале каждого учебного года Методический отдел проводит анализ и экспертную оценку образовательных программ педагогов дополнительного образования ЦРТДиЮ «Радуга».
Помимо модифицированных и типовых программ в учреждении имеются 13 авторских образовательных программ. Согласно приказу АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА УФА РБ от 17 марта 2011г. утвердили авторские права педагоги дополнительного образования ЦРТДиЮ «Радуга»:
Перлова Л.С. «Актёрское мастерство», «Режиссура».
Хисаева С.З. «Основы сценического движения», «Сценическая речь».
Морозова Е.А. «ИЗОдеятельность».
Хафизова И.И. «Цветолей», «Акварель».
Вервинская О.Н. «Изобразительное творчество».
Зонова М.Е. «Волшебная кисточка. Рисунок»;
«Волшебная кисточка. Живопись»;
«Волшебная кисточка. Композиция».
Григорьева Ю.М. «ИЗО – студия. Волшебная кисточка».
Нуруллина – Аллабердыева Г.Д. «Основы изобразительной грамоты».
Ежегодно методисты также занимаются разработкой механизмов отслеживания качественных изменений в образовательных программах ЦРТДиЮ «Радуга
Образовательные программы, реализуемые в ЦРТДиЮ «Радуга»
(данные учитываются при определении аккредитационных показателей)
№ п/п | Направленность | Кол-во образовательных программ | Количество обучающихся | Сроки реализации | Вид программы | Уровень освоения программ | Полнота реализации программ (% от нормы) | ||||||||||
1 год | 2-3 года | 3-5 лет | Свыше 5 лет | Примерная /типовая/ | Модифицированная | Авторская | Экспериментальная | Общекультурный | Углубленный | Профессионально-ориентированный | |||||||
1. | Художественно-эстетическое | 34 | 1213 | 3 | 16
| 12 | 5 | 2 | 19 | 12 |
| 44 | 7 | 2 | 96% |
| |
2. | Эколого-биологическое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3. | Естественно-научное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4. | Туристско-краеведческое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5. | Научно-техническое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
6. | Физкультурно-спортивное | 3 | 120 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| 98% |
| |
7. | Военно-патриотическое | 2 | 76 | 1 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 98% |
| |
8. | Социально-педагогическое | 18 | 374 | 5 | 7 |
|
| 1 | 9 | 1 |
|
|
|
| 95% |
| |
9. | Спортивно-техническое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
10. | Культурологическое | 6 | 222 | 2 |
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
| 95% |
| |
| Итого | 63 | 2005 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
7.7. Развитие кадрового обеспечения и системы управления.
- более полное обеспечение Центра педкадрами;
- приостановление оттока педагогических и других работников из Центра;
- повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников и как результат – повышение качества творческого развития детей.
Развитие системы управления, внедрение новых подходов.
Главными направлениями модернизации управления Центра являются управление качеством, доступностью и эффективностью образования.
В этом заинтересованы все участники образовательного процесса. Это позволяет расширить круг заинтересованных лиц, вовлекаемых в соуправление через участие в Совете Центра, Педагогическом Совете, различных комиссиях, родительских комитетах, органах детского самоуправления. Каждый из этих органов несет свою долю ответственности за разработку и принятие решений, их реализацию и контроль.
Управление доступностью образования подразумевает расширение прав личности на разнообразие форм, сроков и направлений образования при сохранении приоритета бесплатности дополнительного образования детей. Комплексные, интегрированные, многоуровневые программы, реализуемые в Центре, предусматривают возможность бесплатного обучения для самых разнообразных категорий, групп с учетом их особенностей и способностей.
Управление эффективностью образования – это использование всех ресурсов: кадровых, материальных, информационных, технологических, финансовых.
С целью повышения эффективности управления были определены основные направления работы:
- совершенствование планирования через проектную воспитательно-образовательную деятельность «Ракурс», в котором все большее внимание обращается на координацию усилий коллектива по достижению конкретных конечных результатов в достаточно сжатые сроки с наименьшими затратами;
- организация деятельности коллектива, его структурных подразделений и отдельных специалистов по достижению целей, поставленных данной Программой развития и которые наиболее актуальны для этого коллектива в тот или иной временной период;
- оптимизация информационно-правового обеспечения функционирования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» на всех его уровнях, а также установление необходимого и достаточного финансово-ресурсного обеспечения под социальный заказ и потребности личности, семьи, региона за счет расширения источников финансирования, расширения набора платных услуг и повышения их качества;
- материальное и моральное стимулирование коллектива и конкретных специалистов за счет экономии фонда заработной платы, когда работа выполняется высококвалифицированными специалистами при их меньшем численном составе;
- повышение роли системы дополнительного образования детей по социальной защите детей (путем увеличения охвата детей сетью филиалов), их оздоровление и до профессиональная подготовка.
Что касается качества образования, то в это понятие включается интегральная характеристика показателей, отражающих состояние и результативность процесса дополнительного образования в Центре, его соответствие потребностям и ожиданиям воспитанников и их родителей в создании условий для саморазвития личности. Планируется, что данный приоритет будет разрабатываться в ходе деятельности на базе МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» городской экспериментальной площадки по теме: ««Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей в едином образовательном пространстве микрорайона».
Развитие материально-технического и финансового обеспечения:
Состояние экономики и финансовой сферы города вряд ли позволит в течение 5-ти предстоящих лет полностью удовлетворить потребности Центра в финансовых ресурсах на уровне, необходимом для обеспечения их нормального развития.
В связи с этим акценты управленческой деятельности будут смещены на усилия по расширению негосударственных каналов получения ресурсов. Усилия Центра будут направлены на изыскание дополнительных финансовых средств путем предоставления платных дополнительных услуг и привлечения других внебюджетных средств.
VIII. Концептуальное видение образа будущего состояния МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга».
8.1. Стратегический план осуществления Программы развития МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» на 2013-2017г.г.
Приложения в виде паучков
8.2. Дорожная карта реализации Программы развития МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» на 2013-2017г.г.
№ | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственный исполнитель | Предметный результат | ||
Развитие нормативно-правовой базы
|
|
|
| |||
1 | Создание системы нормативного и информационного обеспечения: Анализ, изучение. Создание. Внедрение дополнительных нормативных документов, которых нет по перечню в приложении. | 2013-2017гг. | Перлова Л.С. | Система нормативного и информационного обеспечения | ||
Развитие программно-методического обеспечения
|
|
|
| |||
1 | Создание и реализация программы информатизации Центра (единое компьютерное пространство Центра) |
|
|
| ||
| Создание фонда медиотеки для организации образовательного процесса на основе современных компьютерных технологий | 2013-2017гг.
| Иванов А.Н. | Программа информатизации и медиотека | ||
2 | Создание системы информационного мониторинга | 2013-2015гг. | Лаврентьева Е.А. | Проект информационного мониторинга | ||
| Разработка основных направлений совершенствования содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного возраста | 2013-2014гг. | Хафизова И.И. | Программы дошкольного образования | ||
| Разработка новых программ развивающего характера и гибких организационных форм | 2013-2014гг. | Агзамова А.Ф. | Образовательные программы «Одаренные дети» и интегрированные занятия | ||
3 | Разработка методического обеспечения для организации базовой площадки по поэтапному внедрению в практику УДОД города Уфы наработанного опыта деятельности МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» по теме: «Развитие творческих способностей детей в условиях реализации принципа преемственности в УДОД» | 2013-2015гг. | Щипакина Е.В., Едренкина С.С. Методический отдел | План по тематике базовой площадки. Наработанные материалы: статьи, доклады, разработки мастер-классов и открытых занятий. | ||
| Регионального компонента образовательного стандарта, | . |
| Семинары | ||
4 | Развитие инновационной деятельности Центра | 2013-2015гг. | Агзамова А.Ф. Рабочая группа и педагоги, работающие по интегрированным образовательным программам | Открытие экспериментальной площадки по теме: «Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей в едином образовательном пространстве микрорайона» , Разработка интегрированных образовательных программ
| ||
| Осуществление переподготовки педагогических кадров с учётом профильного обучения | 2013-2017гг. | Агзамова А.Ф. | План посещения курсов повышения квалификации | ||
| Участие в конкурсе профильного мастерства “Сердце отдаю детям”, «Педагог-мастер», «Педагог-исследователь», «Методист года». | 2013-2017гг. | Зав. отделами | Подготовка методистов и педагогов к участию в конкурсе | ||
5 | Материально-техническое обеспечение методической службы | 2013-2017гг. | Шамматова Р.К. Щипакина Е.В.
| Усовершенствование материально-технической базы | ||
6 | Внедрение современных здоровье сберегающих технологий в содержание образовательных программ и образовательный процесс. | 2013-2014гг. | Едренкина С.С. Методический отдел | Разработки | ||
| Разработка и внедрение комплексных программ изучения родного края (можно перечислить все по направлениям) | 2013-2015гг. | Щипакина Е.В., Едренкина С.С. Методический отдел
| Комплексные программы | ||
| Разработка содержания и методик психолого-педагогической работы с детьми | 2013-2016гг. | Лаврентьева Е.А.-педагог-психолог | Методики | ||
7 | Развитие методической службы Центра: создание проекта Методической службы Центра
| 2013-2017гг | Щипакина Е.В. Методический отдел | Проект методической службы МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» | ||
| Обновление интернет-сайта МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» | 2013-2017гг. | Щевелев Д.В. | Интернет-сайт | ||
| Разработка образовательных программ дополнительного образования | 2013-2017гг. | Педагоги | Программы д/о | ||
| Разработка Целевой программы «Одаренные дети» | 2010-2011гг. | Щипакина Е.В. Методический отдел и педагоги | Целевая программа, образовательные программа | ||
| Издание «Педагогического бюллетеня» | 2014-2016гг. | Щипакина Е.В. Методический отдел | Бюллетень | ||
| Организация учебно-методических курсов обучения Интернет - технологиям для педагогов Центра | 2013-2017гг. | Иванов А.Н. | Курсы | ||
Развитие содержания учебно-воспитательной деятельности
|
|
|
| |||
1 | Изучение запроса учащихся и родителей по содержанию и качеству образования | 2013-2015гг. | Лаврентьева Е.А. Педагог-психолог | Анкетирование | ||
| Изучение ресурсного, кадрового обеспечения Центра, склонностей учащихся с последующим профилированием дополнительного образования. | 2013-2014гг. | Перлова Л.С. Зав. отделами | Информационная карта | ||
2 | Расширение сектора представляемых Центром образовательных и оздоровительных услуг | 2013-2017гг. | Перлова Л.С. Зав. отделами | Открытие дополнительных объединений | ||
| Разработка комплекса мер по формированию преемственного образовательного пространства | 2013-2017гг | Методический отдел | Программа преемственного образовательного пространства | ||
3 | Участие в областных целевых программах | 2013-2017гг | Методический отдел | Программы МО и ГО РБ | ||
4 | Внедрение методов раннего выявления и коррекции нарушений психического развития | 2013-2017гг | Лаврентьева Е.А. Педагог-психолог | Диагностика | ||
5 | Определение условий и реализации мер по поддержке одарённых детей в области науки, искусства, спорта, и др. | 2013-2017гг | Зав. отделами | Программа и план её осуществления. Образовательные программы педагогов | ||
6 | Развитие общественно полезной направленности различных форм детских объединений. Внедрение социальных проектов | 2013-2017г.г | Методический отдел | Социальные программы | ||
| Введение интегрированных занятий с детьми 1 классов в рамках реализации ФГОСов. Разработка образовательных программ | 2013-2014г.г | Агзамова А.Ф. Методический отдел и педагоги | Образовательные ин |