ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Радуга»
Калининского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Уфа- 2012 год
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Полное наименование образовательного учреждения дополнительного образования детей в соответствии с Уставом.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
1.2. Местонахождение:
450069, Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул.Стадионная, д.5, корпус1.
Телефон/ факс 8-3472-67-21-33.
e-mail radyga.58@bk.ru
сайт crtdiu-raduga.narod2.ru
1.3 Лицевой счет в ГРКЦ НБ Респ. Башкортостан Банка России г.Уфа - 20304072470
1.4. Учредители
Учредителем МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» является городской округ город Уфа Республики Башкортостан. Полномочия собственника по наделению учреждения имуществом на праве оперативного управления осуществляет Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» находится в ведомственном подчинении Управления образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан и отдела образования Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
1.5. Устав зарегистрирован Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 7532 от 27 декабря 2011 г.
1.6. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 02 № 006855567 от 12 января 2012 г.
1.7. Лицензия № 1022 от 13 мая 2012 г. срок действия: бессрочная, выдана Управлением по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования РБ.
1.8. Филиалы - образовательные учреждения района: СОШ № 131, начальная образовательная школа № 33, башкирская гимназия № 122 Калининского района.
1.9.Программа развития - «Центр развития творчества детей и юношества «Радуга», как центр развития творческих способностей детей в условиях реализации принципа преемственности в УДОД».
2. РУКОВОДЯЩИЕ РАБОТНИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
2.1. Директор Перлова Лидия Сергеевна
2.2. Бухгалтерский учет осуществляется через Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных бюджетных учреждений образования Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»
2.3. Заместители директора:
- по учебно-воспитательной работе – Агзамова Альфия Файзлгаяновна
- по административно-хозяйственной части- Шамматова Разида Киамовна
2.4. Заведующие отделами:
- художественным - Мунтян Татьяна Васильевна
- социально-педагогическим - Хафизова Ирина Ириковна
- ИЗО, ДПИ и физкультурно-спортивным – Григорьева Юлия Михайловна
культурно - массовым - Новикова Оксана Вячеславовна
- методическим – Щипакина Екатерина Владимировна
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, в котором разрабатываются и реализуются уже 22 года разнообразные образовательные программы дополнительного образования детей. МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» выполняет миссию культурного и воспитательного центра для детского и взрослого населения микрорайона Шакша, что связано с его отдаленностью от центральной части города Уфы, отсутствием театров, дворцов, музеев.
Сегодня МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» - это:
- Учреждение высшей категории.
- Дипломант I степени городского конкурса «Педагогические проекты и педагогические инновации»»
- Дипломант I степени городского конкурса «Лучшее образовательное учреждение столицы Республики Башкортостан» в номинации «Центр детского творчества».
- Дипломант I степени городского конкурса «Лучшее образовательное учреждение для работающей мамы»
- Дипломант I степени республиканского этапа III-го Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей, посвященного 90 летнему юбилею системы дополнительного (внешкольного) образования детей.
- Дипломант I степени республиканского отраслевого фестиваля самодеятельного художественного творчества, посвященного 65- летию Великой Победы «Победа».
- Дипломант I степени VI Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России».
- Организатор районных, городских и республиканских конкурсов «Детский натюрморт», «Музыкальная карусель», «Изобретаем, фантазируем, творим», «Палитра родного края».
- Участник (авторская секция по теме: «Развитие творческих способностей детей в условиях реализации принципа преемственности в УДОД») Межрегиональных и Всероссийских научно-практических конференций по темам: «Формирование профессиональной компетенции педагогов в системе непрерывного образования», «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы, перспективы».
- Центр межкультурного взаимодействия учащихся разных школ, возрастов, национальностей, социального положения.
Опыт экспериментальной работы МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» по теме: «Развитие творческих способностей детей в условиях реализации принципа преемственности в УДОД» одобрен экспертным научным Советом НИМЦ при ГУО городского округа город Уфа РБ.
4. ОСОБЕННОСТИ ОбразовательнОГО ПРОЦЕССА
4.1. МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» – как учреждение дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими документами: «Законом «Об образовании», Типовым положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, Уставом учреждения и др. Деятельность учреждения обусловлена сложившимися традициями, проверенным опытом, формами и методами образовательной, досуговой, методической деятельности, что дает определенные результаты.
Деятельность педагогов учреждения направлена на развитие личностных особенностей детей, на создание условий, где обеспечивается успешность, рождается творчество, вдохновение и профессиональное самоопределение. Вся деятельность в учреждении осуществляется, с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей национально-культурных традиций, как в разновозрастных, так и одновозрастных объединениях, посредством реализации дополнительных образовательных программ по следующим направленностям:
- художественно-эстетическая;
- эколого-биологическая;
- физкультурно-спортивная;
- социально-педагогическая;
- культурологическая.
4.2. В структуру учреждения входят 5 отделов.
Художественный отдел
Художественный отдел является структурным подразделением в системе работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества «Радуга».
Художественный отдел – комплексный многопрофильный, предоставляющий детям возможность для развития интеллектуального и творческого потенциала посредством изучения основ музыкального, хореографического и драматургического искусств.
Целью педагогической деятельности отдела является создание педагогом условий для приобретения детьми опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Основными задачами являются:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- формирование эстетически, духовно-развитой и социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим и отечественным ценностям;
- самоопределение личности в социуме, путём развития её творческого потенциала;
- выявление профессиональной направленности детей.
Содержание деятельности отдела ориентировано на:
- обеспечение каждому ребёнку, посещающему Центр оптимальных условий для раскрытия своих возможностей;
- формирование ЗУН, способствующих профессиональному самоопределению детей;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих, культурных и духовных ценностей;
- организация культурно-просветительской работы среди детей;
- организация досуговой деятельности детей и подростков.
Художественно-эстетическая направленность отдела обеспечивает выполнение следующих функций:
- информационной – когда ребёнок и родитель знают, в чём специфика данного отдела, в какие виды деятельности можно включиться, чему и у кого учиться, с кем общаться;
-социализирующий – когда входящие в социальную группу (среду), отличную от семейной и школьной, знакомятся с её структурой и социальными ролями, а личное переживание успеха и неуспеха в деятельности и во взаимоотношениях с другими, приводят в результате к личностному становлению детей;
-релаксационной, когда происходит снятие возникающих, психологических затруднений (барьеров).
Кроме учебно-воспитательной работы, отдел организует и проводит для детей и педагогов республиканские, городские, районные конкурсы, выставки и другие мероприятия по поддержке и развитию детского движения, обучению, обобщению и распространению новых образовательных технологий. Что обеспечивает координацию, диагностику и развитие дополнительного образования в Республике Башкортостан и России, с привлечением средств массовой информации и др. за счет времени отведенного в программах, на этот вид деятельности.
Отдел ИЗО, ДПИ и физкультурно – спортивный
Отдел ИЗО, ДПИ и физкультурно-спортивный является структурным подразделением Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества «Радуга».
Отдел ИЗО, ДПИ и физкультурно-спортивный – многопрофильное объединение, предоставляющее детям возможность для творческого, интеллектуального и физического развития посредством изучения основ изобразительного, декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов, занятий спортом.
Целью педагогической деятельности отдела является создание и реализация условий для формирования разносторонне развитой личности, в плане духовно-культурного, нравственно-патриотического, физического развития, способной к творческой и интеллектуальной деятельности, а также воспитание в них качеств необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой.
Основными задачами являются:
- воспитание эстетического вкуса детей и подростков;
- воспитание морально-этических и волевых качеств;
- формирование художественного и духовного развитой личности;
- приобщение детей и подростков к миру искусства;
- привитие здорового образа жизни;
- развитие творческих способностей детей;
- развитие разносторонней физической подготовки;
- выявление степени одарённости детей;
- укрепление здоровья;
- выявление профессиональной направленности детей.
Содержание деятельности отдела ориентировано на:
- обеспечение каждому ребёнку, посещаемому центр, оптимальных условий для раскрытия своих возможностей;
- формирование ЗУН, способствующих профессиональному самоопределению детей;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих, культурных и духовных ценностей;
- организацию культурно-просветительской работы среди детей;
- организацию досуговой деятельности детей и подростков;
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни;
Художественно-эстетическая и физкультурно-спортивная направленности отдела обеспечивают выполнение следующих функций:
- информационной – когда ребёнок и родители знают, в чём специфика данного отдела, в какие виды деятельности можно включиться, чему и у кого учиться, с кем общаться;
- социализирующий – когда вхождение в социальную группу (среду), в отличие от семейной и школьной, знакомство с её структурой и социальными ролями, личное переживание успеха и неуспеха в деятельности и во взаимоотношениях с другими приводят в результате к личностному становлению ребёнка;
- релаксационной – когда снятие возникающих психологических затруднений (барьеров), а также уже имеющегося личного опыта неудач в учёбе и в общении является собственной профилактикой нарушений психологического и психического здоровья.
Отдел ИЗО, ДПИ и физкультурно-спортивный даёт детям дополнительное образование по следующим видам деятельности:
- Изобразительная деятельность
- Мягкая игрушка
- Роспись по дереву
- Роспись по ткани
- Роспись по стеклу
- Оформление одежды для кукол
- Спортивное ориентирование
- Бумагопластика
- Технология изготовления изделий из ткани и других материалов
- Печворк
- Оригами
- Флористика (работа с природным материалом)
Кроме учебно-воспитательной работы, отдел организует и проводит для детей и педагогов Всероссийские, республиканские, городские, районные конкурсы, выставки, соревнования и другие мероприятия, по поддержке и развитию детского движения, обучению, обобщению и распространению новых образовательных технологий, а так же физического развития детей. Что обеспечивает координацию, диагностику и развитие дополнительного образования в Республике Башкортостан и России, с привлечением средств массовой информации и др. за счет времени отведенного в программах, на этот вид деятельности.
Культурно – массовый отдел
Культурно- массовый отдел является структурным подразделением МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга».
Цель работы отдела обеспечение современного качественного досуга, формирование социально адаптированной и творческой личности, обладающей активной гражданской позицией, навыками нравственного поведения.
Задачи:
- активизация воспитательного аспекта образовательной деятельности для развития в обучающихся детях любви и бережного отношения к окружающему миру и истории родного края и страны;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно до 18 лет;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры у детей;
- организация содержательного досуга детей;
- формирование у обучающихся детей навыков и привычек здорового образа жизни;
- формирование системы отношений, основанных на принципах общечеловеческой морали;
- создание условий для профессионального, творческого и личностного роста педагогического коллектива;
- формирование высокой правовой культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса;
- улучшение финансовой обеспеченности функционирования учреждения для повышения качества дополнительного образования детей.
Содержание деятельности культурно- массового отдела:
- разработка разнообразных видов организации досуга, сочетающихся с различными формами образовательной деятельности;
- создание банка разовых, конкурсных, познавательных, праздничных и других видов программ;
- консультирование педагогов по вопросам организации воспитательной работы;
- разработка и проведение мероприятий на уровне Центра, микрорайона, района, города, Республики, России;
- оказание помощи по различным вопросам другим отделам МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»;
- распространение опыта работы отдела на различных уровнях;
- разработка и оформление и распространение методического материала;
- укрепление связи с другими образовательными учреждениями;
- выполнение социального заказа общества.
Социально – педагогический отдел
Социально-педагогический отдел является структурным подразделением в системе работы МБОУ ДОД ЦРТДиЮ "Радуга".
Цель:
создание и реализация комплекса условий для духовно-культурного, нравственно-патриотического развития и обучение по выбранному профилю детей объединений социально-педагогического отдела, а так же воспитание в них качеств, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой.
Задачи:
- Ø Социальная адаптация «домашних» детей дошкольного возраста и детей инвалидов.
- Ø Подготовка ребенка к школьному обучению.
- Ø Выявление индивидуальных способностей и формирование интереса у детей к определенному виду деятельности.
- Ø создание для каждого ребёнка оптимальных условий для раскрытия своих возможностей;
- Ø формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих, культурных ценностей;
- Ø формирование знаний, умений, навыков, способствующих профессиональному самоопределению детей.
Основные виды деятельности Социально-педагогического отдела:
- образовательная деятельность по программам дополнительного образования;
- образовательная деятельность по программам специального (коррекционного) образования;
- оказание платных дополнительных образовательных услуг;
- оздоровительная работа;
- создание необходимых условий для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей);
Отдел выстраивает свою работу таким образом, чтобы дети могли:
- получить бесплатное образование;
- выбрать направленность и профиль образовательной программы;
- обучаться по индивидуальному учебному плану;
- получать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги;
- уважать человеческое достоинство, свободу совести и информации, свободно выражать собственные взгляды и убеждения;
- принимать участие во всероссийских и иных спортивных соревнованиях, чемпионатах, турнирах, фестивалях и конкурсах;
- свободно посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом.
Методический отдел
Методический отдел МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга является структурным подразделением Центра.
Методическая деятельность направлена на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности методических объединений мастерства педагогических работников.
Основные направления деятельности отдела:
- Развитие программно – методической базы учреждения:
- Создание информационного банка образовательных программ.
- Создание информационного паспорта образовательных программ Центра.
- Разработка механизмов отслеживания качественных изменений в образовательных программах МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга».
- Анализ и экспертная оценка образовательных программ.
- Диагностика образовательно-воспитательной деятельности в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»:
- Создание диагностических карт, диаграмм и аналитических справок по итогам диагностирования детей, педагогов, родителей.
- Совершенствование паспорта мониторинга образовательного и воспитательного пространства Центра.
Формы сотрудничества и организация совместной деятельности методистов и родителей воспитанников Центра определяются посредством:
- изучения семьи и её возможностей;
- посредством бесед;
- анкетирования;
- тестирования;
- «круглого» стола для родителей;
- индивидуальных и семейных консультаций;
- включения родителей в активную позицию по вопросам воспитания и образования;
- информатизации;
- разработок анкет для родителей;
- организации родительских собраний;
- диагностических исследований;
- сотрудничества с активными родителями;
- распространение информационных листов;
- родительского ринга;
- совместных праздников, посещения культурно – массовых мероприятий;
- благодарственных писем родителям за хорошее воспитание ребёнка;
- презентации родителям папки – передвижки «Актуальные проблемы воспитания ребёнка».
- Инновационная деятельность:
1.Внедрение новых педагогических технологий и методик в работу педагогов (проектная деятельность);
2. Внедрение форм работы с использованием локальной сети Internet.
- Работа с одарёнными детьми:
- Создание БАНКА педагогической информации по работе с одарёнными детьми.
- Создание единой целевой программы МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» по организации системной деятельности в работе с одарёнными детьми.
- Подбор диагностического материала для изучения способностей воспитанников Центра.
- Составление картотеки газетно – журнальных статей по проблеме одарённости.
- Организация информационно – методических выставок по проблеме одарённости.
- Регулярное оформление информационного стенда «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!», «ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ» на тему «Одарённые дети».
- Подготовка информации о различного рода мероприятиях для одарённых детей в районе, городе и Республике.
- Проведение тестов, анкетирования воспитанников Центра их творческого уровня.
- Разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности.
10.Выявление одарённых детей на основе итогов конкурсов, мероприятий, выставок и т.д.
Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»:
- Организация творческих мастерских, заседаний методических советов, методических семинаров, выставок методических новинок.
- Подготовка и проведение совместно с администрацией аттестации педагогических кадров.
- Консультативно-методическая помощь педагогам Центра.
- Организация работы по темам самообразования.
- Организация и ведение детского общественного объединения «Радуга» (выставки, конкурсы, 11 Детская Практическая конференция).
- Посещение и анализ открытых учебных занятий.
- Оказание помощи педагогам в написании методических разработок.
- Взаимодействие со СМИ (оказание помощи педагогам в грамотном написании научных и художественных статей в газеты и журналы районного, городского и Республиканского уровня).
- Организация информационно-методических выставок.
- Ретрансляция среди УДО методического материала с целью пропаганды положительного педагогического опыта.
- Организация и проведение методических конкурсов среди педагогов МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» как необходимое условие повышения профессионального уровня.
4.3. Цель образовательной деятельности МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»:
- Обеспечение современного качества дополнительного образования, формирование социально адаптированной и творческой личности, обладающей активной гражданской позицией, навыками нравственного поведения.
Для реализации данной цели педагогический коллектив МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» работает над решением следующих задач:
- активизация воспитательного аспекта образовательной деятельности для развития в обучающихся детях любви и бережного отношения к окружающему миру и истории родного края и страны;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно до 18 лет;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры у детей;
- организация содержательного досуга детей;
- формирование у обучающихся детей навыков и привычек здорового образа жизни;
- формирование системы отношений, основанных на принципах общечеловеческой морали;
- создание условий для профессионального, творческого и личностного роста педагогического коллектива;
- формирование высокой правовой культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса;
- улучшение финансовой обеспеченности функционирования учреждения для повышения качества дополнительного образования детей.
4.4 Сведения об обучающихся в образовательном учреждении
Количественный состав обучающихся
(за 3 предыдущих учебных года /на 1 сентября 2012г./)
|
2009 / 2010
|
2010/ 2011
|
2011/2012
|
|
дошкольники
|
младшие школьники (7-10 лет)
|
средние школьники (11-14 лет)
|
старшие школьники (15-18 лет)
|
дошкольники
|
младшие школьники (7-10 лет)
|
средние школьники (11-14 лет)
|
старшие школьники (15-18 лет)
|
дошкольники
|
млаие школьники (7-10 лет)
|
средние школьники (11-14 лет)
|
старшие школьники (15-18 лет)
|
Количество
обучающихся.
В том числе:
I половина дня
II половина дня.
|
114
74
|
255
200
|
995
150
|
348
-
|
120
80
|
502
386
|
611
261
|
487
-
|
145
105
|
428
375
|
431
129
|
289
-
|
Всего:
|
114
|
255
|
995
|
348
|
120
|
502
|
611
|
487
|
145
|
428
|
431
|
289
|
по производственному плану
|
114
|
255
|
995
|
348
|
120
|
502
|
611
|
487
|
145
|
428
|
431
|
289
|
по факту
|
120
|
270
|
995
|
350
|
123
|
511
|
611
|
480
|
150
|
451
|
453
|
290
|
Количество учебных объединений (групп) по направленностям
|
2009/2010
|
2010/2011
|
2011/2012
|
Производственный план
по факту
|
|
|
|
художественно-эстетическая
|
145
115
|
147
116
|
123
106
|
физкультурно-спортивная
|
11
7
|
12
7
|
12
7
|
военно-патриотическая
|
15
10
|
15
10
|
15
12
|
социально-педагогическая
|
59
61
|
48
64
|
51
31
|
культурологическая
|
14
17
|
26
13
|
24
14
|
эколого- биологическая
|
15
2
|
1
|
15
0
|
Новые детские объединения (перечислить)
|
Фольклор,
Мастер -класс
«Цветолей»»,
«Журналистика»,
Культорганизаторы.
|
Фольклорное объединение «Хоровод»,
Современные танцы,
Мастер-класс «Культорганизаторы».
|
ДПИ«Домовенок»,
ИЗО «Чудо цвета»,
Мастер-класс «Бисер»,
Объединения по работе на дому с детьми инвалидами «Родничок», Английский язык.
|
4.5. Сведения о программно-методическом обеспечении образовательного процесса
№ п/п
|
Направленность деятельности
|
Кол-во образовательных программ
|
Количество обучающихся
|
Сроки реализации
|
Вид программы
|
Уровень освоения программ
|
Полнота реализации программ
(% от нормы)
|
|
1 год
|
2-3 года
|
3-5 лет
|
Свыше 5 лет
|
Примерная /типовая/
|
Модифицированная
|
Авторская
|
Экспериментальная
|
Общекультурный
|
Углубленный
|
Профессионально-ориентированный
|
|
|
1.
|
Художественно-эстетическая
|
34
|
1213
|
3
|
16
|
12
|
5
|
2
|
19
|
12
|
|
44
|
7
|
2
|
96%
|
|
2.
|
Эколого-биологическая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Физкультурно-спортивная
|
3
|
120
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
98%
|
|
7.
|
Военно-патриотическая
|
2
|
76
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
98%
|
|
8.
|
Социально-педагогическая
|
18
|
374
|
5
|
7
|
|
|
1
|
9
|
1
|
|
|
|
|
95%
|
|
9.
|
Спортивно-техническая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
Культурологическая
|
6
|
222
|
2
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
95%
|
|
|
Итого
|
63
|
2005
|
11
|
23
|
14
|
5
|
5
|
35
|
13
|
|
44
|
7
|
2
|
96,4%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.6 Уровни реализации образовательного процесса
Возраст
|
Объединения
|
Дошкольный возраст
(3- 6 лет)
|
«Золотой ключик» комплекс эстетического развития детей
«Букварёнок» комплекс подготовки детей к школе
|
Младший школьный возраст
(7- 11 лет)
|
«Белошвейка»-одежда для кукол
«Домашний интерьер»
«Домовёнок» (ДПИ)
«Кульорганизаторы»
«Бумажная планета»-бумагопластика
«Английский язык»
«Самоцветы»-искусство башкирского края
«Буратино» (интеллектика, игровая гимнастика, ИЗО, сценические искусства)
«Волшебная кисточка» (ИЗО и ДПИ)
«Фольклор»
«Хоровод»-фольклорное объединение
«Вокал»
«Психология развития»
«Спортивное ориентирование»
«Шатлык»-ансамбль народных танцев
«Развивающие игры для младших школьников»
«Родничок»-занятия с детьми инвалидами на дому
«МС Ручеёк» (класс фортепиано)
«Математика»
|
Средний школьный возраст
(12- 14 лет)
|
«Театральная мастерская»
(актёрское мастерство, режиссура, сценическое движение, сценическая речь)
Музыкальная студия «Ручеек» (класс фортепиано, сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература, вокал)
«Культорганизаторы» (мастер – класс) «Волшебная кисточка» (мастер – класс)
«Волшебная кисточка (композиция, рисунок, живопись)
«Буратино» (Сценические искусства)
«Вокал»
«Спортивное ориентирование»
|
Старший
(15- 17 лет)
|
«Журналистика»
«Спортивное ориентирование»
«Вокал» - ( мастер – класс)
Исторический клуб «Данко»
«Волшебная кисточка» («Цветолей»-масляная живопись)
«Бисер»
|
Основная масса объединений рассчитана на младший и средний школьный возраст. Хотя для старшего возраста тоже достаточно объединений. Наиболее востребованы объединения социально- педагогической, художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленностей. Ощущается нехватка объединений технической направленности, что связано с отсутствием материально- технических условий, невозможностью выполнения всех санитарно - эпидемиологических требований для их организации. В настоящее время почти одинаково могут удовлетворяться запросы, как девочек, так и мальчиков.
Используемые методы и технологии образования
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь обучающихся в систему дополнительного образования. Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе, позволяют удовлетворять разнообразные потребности обучающихся и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.
Технологии, методы обучения и воспитания
|
Обоснование выбора данного метода
|
Достигнутые результаты
|
Проектная исследовательская деятельность
(исследовательские, поисковые методы)
|
Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования- эффективный способ развивающего обучения, мощная инновационная технология.
|
Педагогические проекты как результат познавательной и практической деятельности.
Активное участие в творческих конкурсах по проектной деятельности на уровне города, Республики.
|
Технологии развивающего обучения
|
Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития психических процессов
(внимания,восприятие, памяти, мышления, воображения).
|
Положительные изменения в личностном развитии детей. Включение развивающих игр в содержание образовательных программ.
|
Игровые технологии
|
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Наиболее доступный и результативный метод воздействия на детей младшего школьного возраста.
|
Использование в практике дидактических, ролевых, подвижных, народных игр, игр- соревнований.
Развитие у воспитанников психических процессов, любознательности.
|
Интегрированная система учебных занятий
|
Совершенствование организации обучения, усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения,
реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.
|
Проводимые интегрированные учебные занятия с детьми младшего школьного возраста.
|
Наглядные методы
|
Наглядность - (от надглядывать — наблюдать) — качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.
Для лучшего усвоения учебного материала необходима опора на все органы чувств человека.
|
Использование на занятиях наглядных материалов (картины, рисунки, плакаты,) , демонстрационных материалов (образцы изделий, муляжи, геометрические фигуры и т.д.), звукового оформления (музыка, звуки природы, видеоматериалы).
|
Информационные технологии.
|
Учет современных тенденций в развитии общества.
Необходимость в более полной и объёмной информации по интересующим вопросам.
|
Использование интернет- технологий (базы данных, видео, электронные карты,
электронные энциклопедии,
программы Microsoft office, мультимедиа, интернет страницы) при подготовке к массовым мероприятиям, конференциям и т.д.
|
Методы контроля ЗУН
|
Необходимость отслеживания результативности образовательного процесса
|
Разработаны критерии к ЗУН, педагоги используют различные диагностические методики для оценивания результативности (тесты, опросники, анкеты, творческие задания и т.д.)
|
4.7. Охрана и укрепление здоровья детей.
Режим учебно-воспитательного процесса в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» имеет санитарно эпидемиологическое заключение. При зачислении в объединение каждый ребенок представляет справку о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по выбранному профилю.
Во время проведения занятий педагогами используются здоровье сберегающие технологии: физкультминутки с учетом специфики преподаваемой дисциплины, подвижные перемены, гимнастика для глаз, Дни здоровья, беседы, направленные на воспитание культуры здоровья и др.
4.8. Организация летнего отдыха детей.
Одним из важнейших направлений государственной политики в интересах детей является поддержка семьи в обеспечении отдыха и оздоровления детей.
Лето для ребят - пора не только отдыха, это время новых чувств и эмоций, новых навыков в общении с взрослыми и сверстниками.
Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от социально-экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка. В летний период у многих родителей возникает вопрос: «Куда отправить детей?». В школе уже отзвенел звонок, а пора отпусков еще не началась. Сегодня существует большой выбор различных сфер отдыха для детей.
Отчет о проведенной работе детской площадки «Летний калейдоскоп»
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» 2012г.
|
Ответственные:
|
Агзамова Альфия Файзиевна - зам. директора по УВР
Мунтян Татьяна Васильевна – зав. художественного отдела
Исполнители:
Вервинская Олеся Николаевна – педагог дополнительного образования
Хафизова Ирина Ириковна – зав. социально-педагогическим отделом
Григорьева Юлия Михайловна – зав. ИЗО, ДПИ и спортивно-физкультурного отделом
Морозова Евгения Александровна – секретарь, педагог дополнительного образования
Шикалова Лариса Рахибовна – педагог дополнительного образования
|
Цель работы
|
Создание условий для активного отдыха, воспитания и развития детей.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей, пропаганда здорового образа жизни;
- Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;
- Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру;
- Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период;
- Выявление и развитие у детей коммуникативных способностей.
|
Сроки реализации:
|
С 1 июня по 21 июня 2012г.
|
Площадка работала:
- Во дворах микрорайона Шакша
- В МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга»
- СОШ №87
- Гимназия №111
- Лицей №58
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к труду и ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности.
Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летней площадки - развитие, воспитание детей, удовлетворение детских интересов и расширение кругозора невозможно переоценить.
Деятельность летней площадки МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» «Летний калейдоскоп» была ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Проведенные мероприятия универсальны, так как могут использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста и уровня развития. Так как они включают в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления развития и воспитания в условиях летнего отдыха.
Работа основана на следующих принципах:
- Принципы дифференциации и интеграции различных форм воспитательной работы.
- Принцип успеха и поддержки - создание условий добровольности и выбора.
Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
Основными методами организации деятельности являются:
- метод игры;
- методы театрализации;
- методы состязательности;
- метод коллективной творческой деятельности.
|
Возраст детей, на которых рассчитана программа
|
Участниками площадки «Летний калейдоскоп» являются дети в возрасте от 5 до 12 лет.
|
План проведенной работы площадки «Летний калейдоскоп»
|
№
|
Название мероприятия
|
Дата
|
Образовательное учреждение
|
Время
|
Ответственный
|
1
|
«Здравствуй, лето!»
Развлекательно-познавательное мероприятие, посвященное открытию летнего лагеря.
|
01.06.2012
|
СОШ№87
|
10.00
1,2 отряд
|
Хисаева С.З.
|
2
|
«Здравствуй, лето!»
Развлекательно-познавательное мероприятие, посвященное открытию летнего лагеря.
|
01.06.2012
|
СОШ№87
|
11.00
3,4 отряд
|
Хисаева С.З.
|
3
|
«Счастливое детство»
Художественный конкурс рисунка на асфальте.
|
04.06.2012
|
Микрорайон Шакша, двор Мелеузовской 21
|
12.00
|
Вервинская О.Н.
Шикалова Л.Р.
Морозова Е.А.
|
4
|
«Игры народов Башкирии»
Спортивно- патриотическое мероприятие.
|
05.06.2012
|
Микрорайон Шакша, двор Гвардейская 48
|
12.00
|
Вервинская О.Н.
Шикалова Л.Р.
Морозова Е.А.
|
5
|
«Быстрее выше, сильнее»
Спортивно-развлекательное мероприятие.
|
06.06.2012
|
Микрорайон Шакша, двор Стадионная 5
|
12.00
|
Вервинская О.Н.
Шикалова Л.Р.
Морозова Е.А.
|
6
|
«Площадь звезд»
Музыкально-познавательное мероприятие.
|
07.06.2012
|
Микрорайон Шакша, двор Мелеузовская 31
|
12.00
|
Вервинская О.Н.
Шикалова Л.Р.
Морозова Е.А.
|
7
|
«Мой друг светофор»
Мероприятие по профилактики ДТП.
|
08.06.2012
|
Микрорайон Шакша, спортплощадка ул. Советов
|
12.00
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
8
|
«Чудо – дерево» интеллектуально – развлекательное мероприятие
|
09.06.2012
|
Гимназия №111
|
11.00
1,2,3 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
9
|
«Чудо – дерево» интеллектуально – развлекательное мероприятие
|
09.06.2012
|
Гимназия №111
|
12.00
4,5,6 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н
|
10
|
«Чудо – дерево» интеллектуально – развлекательное мероприятие
|
14.06.2012
|
СОШ №87
|
10.00
1,2 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
11
|
«Чудо – дерево» интеллектуально – развлекательное мероприятие
|
14.06.2012
|
СОШ №87
|
11.00
3,4,5 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
12
|
«Чудо – дерево» интеллектуально – развлекательное мероприятие
|
15.06.2012
|
Гимназия №58
|
11.00
1,2,3 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
13
|
«Чудо – дерево» интеллектуально – развлекательное мероприятие
|
15.06.2012
|
Гимназия №58
|
12.00
4,5,6 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
14
|
«Летние забавы»
Спортивно – развлекательное мероприятие
|
18.06.2012
|
Дворовая площадка
Ул Майская
|
12.00
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
15
|
«Моя дружная семья»
Игровая программа нравственного воспитания детей.
|
19.06.2012
|
В связи с погодными условиями мероприятие перенесено в зал ЦРТДиЮ «Радуга»
|
12.00
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
16
|
«Игрушечный переполох»
Познавательно – развлекательное музыкальное мероприятие
|
20.06.2012
|
Гимназия №111
|
11.00
1,2,3 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
17
|
«Игрушечный переполох»
Познавательно – развлекательное музыкальное мероприятие
|
20.06.2012
|
Гимназия №111
|
12.00
4,5,6 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
18
|
«Игрушечный переполох»
Познавательно – развлекательное музыкальное мероприятие
|
21.06.2012
|
СОШ№87
|
10.00
1,2
отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
19
|
«Игрушечный переполох»
Познавательно – развлекательное музыкальное мероприятие
|
21.06.2012
|
СОШ№87
|
11.00
3,4,5 отряд
|
Мунтян Т.В.
Григорьева Ю.М.
Хафизова И.И.
Вервинская О.Н.
|
В процессе работы детской площадки «Летний калейдоскоп» было разработано - 10 проектов воспитательно-развлекательных мероприятий;
Проведено – 19 мероприятий;
Количество детей-участников мероприятий – 870 человек.
|
Организация летней оздоровительной работы (за три предыдущих года)
№ п/п
|
Форма организации (указать уровень: район, город)
|
Количество детей
|
2009/2010
|
2010/2011
|
2011-2012
|
1.
|
Дворовая площадка микрорайона Шакша
|
1000
|
1050
|
1250
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
1000
|
1050
|
1250
|
4.9. Организация массовой работы Культурно- массового отдела и участие в мероприятиях Художественного, Социально-педагогического, ИЗО, ДПИ и физкультурно-спортивного отделов МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» за 2009-2012 год.
№ п/п
|
Показатели (количество охват)
|
2009/2010
|
2010/2011
|
2011/2012
|
кол-во мероприятий
|
кол-во человек
|
кол-во мероприятий
|
кол-во человек
|
кол-во мероприятий
|
кол-во человек
|
1.
|
Организация и участие в массовых мероприятиях:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
-
|
6
|
7
|
|
|
|
|
4
|
11
|
5
|
18
|
|
|
|
|
11
|
645
|
12
|
841
|
|
|
|
|
17
|
601
|
20
|
1305
|
|
|
|
|
20
|
774
|
16
|
301
|
|
|
|
|
88
|
7158
|
91
|
6894
|
|
|
|
- традиционные формы работы: (перечислить)
|
Игровые, конкурсные, познавательные программы, вечера отдыха, дискоропграммы, народные гуляния
|
Игровые, конкурсные, познавательные программы, вечера отдыха, дискоропграммы, народные гуляния
|
Игровые, конкурсные, познавательные программы, вечера отдыха, дискоропграммы, народные гуляния
|
|
- новые формы работы: (перечислить)
|
Презентация
|
PR-акция.
|
Флеш- моп
|
2.
|
Охват учащихся массовыми формами работы:
|
|
|
|
|
|
930
|
865
|
870
|
|
|
2460
|
3018
|
2900
|
|
|
1315
|
1050
|
1090
|
|
|
1130
|
910
|
840
|
5. Условия осуществления образовательного процесса.
5.1. Состояние материально-технической базы МБОУ ДОД ЦРТДиЮ«Радуга».
Центр расположен в отдельном двухэтажном здании и занимает весь второй этаж. Кроме основного здания имеется помещение, состоящее из двух комнат в цокольном этаже жилого девятиэтажного дома. Общая полезная площадь помещения, в котором находится учреждение, составляет 593,5 кв. м.
- 2 комнаты, оборудованные душем и спортивным инвентарем для занятий ОФП и Спортивным ориентированием, общей площадью 72, 5квадратных метра;
- актовый зал на 100 посадочных мест, оснащенный усилительной аппаратурой, светомузыкой, мультимедиопроектором, экраном, зеркалами и танцевальными станками, фортепиано, стульями;
- 3 кабинета для кружковых занятий, оснащенный столами, стульями, шкафами, магнитными досками, фортепиано, магнитофонами, телевизором, видеоплеером, швейными машинками, оверлогом и др.;
- кабинет директора и зам. директора по УВР, оснащенный компьютером и ноутбуком;
- кабинет для методической и культурно-массовой работы, оснащенный компьютером, ноутбуками, магнитофонами, телевизором, видеоплеером и др.;
- кабинет заведующих отделами, оснащенный компьютером, ноутбуками, магнитофонами, и др.;
- кабинет зам.директора по АХЧ и инженера по ОТиТБ, оснащенный компьютерами, магнитофоном,;
- костюмерная, оснащенная швейной машинкой, оверлогом, раскроечным столом, гладильной доской и т.д.;
- 2 туалета;
- гардероб;
- 2 подсобных помещения.
В МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» централизованное водо- и теплоснабжение.
Для решения образовательных задач МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» обладает современной учебно-материальной базой, комплексом помещений, ТСО, пособий. Постоянно происходит пополнение методического, информационно- познавательного материала в методическом кабинете.